Блог Geniusmath

Развитие интереса к урокам математики у детей

Нередко родители, которые приводят детей на наши курсы, жалуются на нежелания изучать математику у их ребенка. Мы считаем, что развивать интерес к математике у детей можно и нужно. В этой статье мы поделимся основными способами и разберем, что отталкивает детей от обучения.


Когда стоит начинать прививать интерес к математике

Ответ довольно простой: чем раньше, тем лучше. Чем позже ребенок начнет изучать математику, тем сложнее будет даваться этот предмет. Самые базовые способности можно начинать развивать, когда ребенок уже осознанно говорить словосочетаниями:


Для начала обучите ребенка небольшим числам: научите считать пальцы или игрушки. Добавляйте или убирайте предметы, попросите сказать, сколько их стало? Такими простыми методами вы привьете у ребенка интерес к счёту, и в дальнейшем вычисления будут даваться ему проще.

Чем позже вы начнете прививать интерес к математике, тем сложнее будет ребенку. Количество необходимых навыков с возрастом будет возрастать, за счётом последует более сложный счёт, затем добавится умение формализовывать задачи, решать уравнения. С возрастом будет расти и логическая сложность предмета.

Если перед началом школы вас ребенок будет иметь основные навыки вычисления (сложение, вычитание, умножение, элементарные уравнения), навыки логического мышления (на примере простых логических задач), его обучение в школе с самого начала будет эффективным и успешным.


Правильная и неправильная мотивация

Родители часто пытаются мотивировать детей рассказами о будущей профессии и востребованности. Изучай математику — получишь хорошее образование — получишь хорошую работу. Но это суждения взрослого человека и детям они далеки.

Как показывают социологические исследования, лишь малый процент детей задумывается о взрослой жизни. Более того, большинство детей не хочет взрослеть и им нравится быть детьми, нравится текущий распорядок жизни.


Вопросы о выборе профессии должны возникать сами собой в ходе взросления ребенка при нормальном взаимодействии с социумом. Обычное они возникают ближе к старшим классам, но чаще всего даже выпускники не до конца понимают свои интересы и кем они хотят быть. И это нормально.


Интерес к математике, как и к другим наукам, должен формироваться из того, чем живет ребенок в ходе взросления. Лучшей мотивацией к изучению математики будет решение жизненных задач, которые требуют знаний по предмету.


Примеры:

  1. Ребенок любит настольные игры. Купите игры, которые направлены на логическое мышление, тактику и подсчет. Если они окажутся сложными, помогите разобраться;
  2. Ребенок любит проявлять самостоятельность. Предложите ему самостоятельно выбирать что-то в магазине на заданную сумму. Неизрасходованную часть разрешите оставить в качестве накоплений на что-то более существенное, о чем ребенок мечтает. Это научит его элементарному счету и взаимодействию с ресурсами;
  3. Ребенок проявляет интерес к играм на смартфоне или компьютере. Поощряйте игру в те, которые связанны со стратегией и использованием ресурсов. Конечно же в разумных пределах;
  4. Ребенок проявляет интерес к другим наукам. Покажите, как эти науки связаны с математикой, как те или иные задачи решаются с помощью математики;

Постепенное изучение — ключ к развитию интереса

Как мы уже писали ранее, интерес стоит прививать с самого детства, начинать нужно с самых простых задач, постепенно увеличивая их сложность. Ничто так не отпугнет ребенка, как что-то очень сложное и непонятное. Если в предложенной задаче нет ничего, на что можно опереться, вряд ли появится интерес в ней разобраться.


В идеале, любая программа обучения должна быть постепенной и связанной. Каждая новая тема должна опираться на предыдущие. Всегда должно быть понимание, для чего появилось новое понятие, как и для чего используется новый метод. 


К примеру, вы изучили сложение и вычитание небольших чисел. Расскажите, что делать в случае чисел побольше. Покажите, что устно или на пальцах считать тяжело, покажите метод столбика. Потом расскажите о многократном сложении — умножении. И так далее.

Не нужно спешить. Не все воспринимают информацию быстро. Пока нет хорошего понимания предыдущей темы, нельзя переходить к следующей, иначе с ней также будут проблемы. И напротив, имея достаточную базу, легко изучать основанный на ней материал.


Можно ли привить интерес самостоятельно?

Да. Но только на начальных этапах. Для этого вам понадобиться хорошее понимание математики, терпение и базовые навыки обучения. Но если вы действительно хотите привить интерес к изучению математики у вашего ребенка, то лучше довериться профессионалам.


Уже в возрасте 3-4 лет можно найти группы по дошкольному обучению, ориентированные в том числе и на логическое мышление.


В школьном возрасте в этом помогут специальные математические кружки, которые есть почти в каждой хорошей школе. Начиная с 5 класса лучшим выбором будет поступить в один из сильных математических лицеев. К примеру, в Санкт-Петербурге это Президентский лицей №239 и Лицей №30. Как правило, в сильные математические школы нет открытого набора, для поступления необходимо сдать вступительный экзамен.


О том, зачем поступать в физико-математические лицеи, читайте в нашей статье «Зачем поступать в математический лицей?»